Хеликобактер пилори: в чем опасность бактерии и как ее лечить?

Средняя: 2 (1 голос)
Некоторые заболевания желудка и двенадцатиперстной кишки может вызвать опасная бактерия под названием хеликобактер пилори. Она является главным возбудителем язвы желудка и хронического гастрита, провоцирует появление многих заболеваний. Хеликобактериоз - это заболевание, которое вызывается бактериями хеликобактер пилори.
Содержание:

Что такое хеликобактериоз

При поражении слизистой оболочки желудка хеликобактер пилори развивается инфекционное заболевание хеликобактериоз. Основная среда обитания – пилорический отдел желудка. Многие бактерии и микроорганизмы из-за повышенной кислотности гибнут. Особенностью хеликобактер пилори является выживание в кислой среде. Это позволяет внешняя спиралевидная форма микроорганизма и жгутики, с помощью которых бактерия перемещается и маскируется в слизи, покрывающей стенки желудка.
При нейтрализации соляной кислоты желудочного сока аммиаком создается благоприятная среда для существования опасной бактерии. В этом процессе активно помогает хеликобактер пилори, которая усиливается секрецию. Все это позволяет ей закрепиться на стенке желудка и существовать длительное время.

Размножаясь и паразитируя на слизистой желудка, бактерия медленно разрушает её. На начальном этапе появляются маленькие язвочки, которые приводят к воспалительному процессу и поверхностному гастриту. В дальнейшем бактерии активно разрушают стенки желудка. В результате у больного развивается язва, и гастрит переходит в хроническую стадию.

Пути заражения хеликобактериозом

Чаще всего бактерия встречается у взрослых, однако имеются случаи заражения детей. Большая часть людей − бессимптомные носители. Основные пути передачи инфекции:
  • Пользование общей посудой, полотенцем и другими предметами
  • Тесный физический контакт
  • Употребление загрязненных продуктов питания и воды
  • Заражение при чихании и кашле
  • После выполнения медицинских манипуляций
У детей инфекция попадает в организм после употребления немытых фруктов и овощей, загрязненной воды. Передача бактерии от матери к ребенку возможна через слюну, столовые принадлежности (ложка, кружка, тарелка) и другие предметы. Предварительно пережеванная пища для ребенка увеличивается риск попадания бактерии в организм. При хронической форме выявить бактерию можно из налета на зубах.

В редких случаях заражение происходит от домашних животных. При инфицировании одного члена семьи происходит дальнейшее заражение остальных домочадцев. В большей степени восприимчивы к заражению хеликобактр пилори люди с иммунодефицитом. Активизируется бактерия в период ослабления иммунитета, после перенесенного сильного стресса, резкого изменения режима питания.

Хронические заболевания желудка и двенадцатиперстной кишки обостряются осенью и весной. Именно в этот период увеличивается риск передачи возбудителя.

Симптомы хеликобактериоза

Длительное время симптомы могут отсутствовать. Только после поражения слизистой желудка и двенадцатиперстной кишки проявляются первые признаки. При попадании в желудок инфекция прикрепляется к стенкам и вырабатывает фермент, который повреждает эпителий желудка. Эти повреждения вызывают неприятные симптомы у человека.

Основные проявления инфекционного заболевания:
  • Отрыжка с кислым привкусом
  • Изжога
  • Боль в животе
  • Вздутие живота
  • Тяжесть в желудке
  • Тошнота и рвота
  • Кожные высыпания
  • Горечь во рту
  • Желудочные колики
Редкими, но проявляющимися признаками хеликобактериоза являются: поносы и запоры, ломкость ногтей, дурной запах изо рта, грибковые заболевания. В основном это признаки гастрита или язвы желудка.

Симптомы довольно сложно устранить, после дефекации они не исчезают. Больной чувствует вялость и сонливость, начинает снижать количество съеденного, реже питаться, чтобы уменьшить неприятные симптомы.

Боли в животе начинают беспокоить утром, когда пища ещё не поступала в организм. Уменьшаются болезненные ощущения после приема пищи.
Эффективное лечение зависит от правильной диагностики заболевания. При обнаружении нескольких симптомов необходимо обратиться к врачу.

Хеликобактерная инфекция: методы диагностики

Диагностические мероприятия включают проведение опроса и выяснение причин, характера жалоб, симптомов больного. По результатам осмотра и общим анализам применяют тесты. Для выявления хеликобактерной инфекции используют инвазивные и неинвазивные методы исследования. К инвазивным методам относят следующие:
  • Гистологический метод. Помогает изучить морфологические изменения в слизистой оболочке желудка. С помощью эндоскопа берут материал размером 2-3 см из пилорического отдела желудка, а также участок, пораженный бактериями.
  • Бактериологический метод. Используется для определения чувствительности инфекции к антибиотикам. Этот метод позволяет определить морфологические и биологические свойства бактерии.
  • Молекулярно-генетический метод. Помогает определить генотип и фенотип возбудителя. С помощью ПЦР метода достраивается ДНК матрица, которая выполняется с помощью определенного фермента ДНК-полимеразы. Для инвазивных методов характерно проведение эндоскопического исследования и биопсии для изучения гастробиоптатов.
Среди неинвазивных методов выделяют:
  • Уреазный тест. Выявляет эндогенную активность фермента уреазы, которая вырабатывается хеликобактер пилори.  Пациент пропускает воздух через специальную трубку, затем дают выпить раствор карбамида. Через несколько минут больной повторяет процедуру с другой стороны трубки. Таким способом можно оценить концентрацию аммиака.
  • Исследование кала. Метод используется для выявления антигена хеликобактер пилори. Некоторые её частицы можно обнаружить в кале, что позволяет судить о присутствии бактерий в желудке.
  • Серологический метод. Предполагает обнаружение различных антител в крови к хеликобактер.
Существует множество способов диагностики для определения хеликобактер  пилори. Для постановки точного диагноза используют несколько методов исследования инфекции. Обычно специалисты используют минимум два вида исследования.

Методы воздействия на хеликобактер пилори

После обследования и при выявлении бактерии лечение должно назначаться квалифицированным специалистом – гастроэнтерологом. Лечение включает проведение комплексной терапии для ликвидации вредоносных бактерий в желудке человека. Больному назначают препараты с прямым антибактериальным действием. Это антибиотики Флемоксин, Азитромицин, Левофлоксацин, Кларитромицин, противобактериальные препараты (Метронидазол, Макмирор, Де-нол и др.)

Кроме этого, используются лекарственные средства для снижения секреции желудочного сока и создания неблагоприятной среды для инфекции. Такая схема лечения антибактериальными препаратами используется при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, гастрита с атрофией слизистой, рака желудка, гастроэзофагального рефлюкса. Длительность лечения составляет около 2 недель, иногда дольше. Данная схема лечения достаточно удобна и эффективна для пациента.
Любая схема лечения, назначенная врачом, включает использование не менее трех препаратов. Препараты, которые назначают при тройной схеме лечения, применяют в течение 7 дней. Основные лекарственные препараты: Кларитромицин, Амоксициллин и Париет.
Возможно лечение инфекционного заболевания с помощью четырех препаратов: Тетрациклин или Кларитромицин, Париет, Метронилазол и висмутсодержащий препарат. Следует точно соблюдать назначенную дозировку.

Если ранее уже использовался один антибиотик, то возбудитель хеликобактериоза отличается устойчивостью к нему. Лечение в данном случае не принесет желаемого результата. Успешное лечение зависит от резистентности бактерий к антибиотикам и формы болезни. При острой форме гастрита назначают антибактериальные препараты, которые приводят к полному избавлению от инфекции. Хронический гастрит с имеющимися атрофическими изменениями поддается лечению сложнее.

Омертвевшие ткани не восстанавливаются, но риск развития негативных последствий снижается. Как дополнение основному лечению, можно использовать средства народной медицины. Перед применением следует проконсультироваться с врачом.

Лечение хеликобактер пилори народными средствами

Полностью избавиться от инфекции с помощью, отваров, сборов нельзя. Народная медицина снижает риск развитие воспалительных процессов. Среди большого количества рецептов следует учитывать непереносимость некоторых ингредиентов.

Для избавления хеликобактер применяют свежий куриный белок. Съесть его нужно натощак, можно добавить сахарную пудру и немного подсолнечного масла. После этого нельзя принимать пищу около 2 часов.

Целебный напиток от хеликобактер пилори. В равном количестве необходимо взять мед, яйцо, облепиховое и сливочное масло, какао. Все ингредиенты смешать и принимать по маленькой ложке перед едой.

Настойка прополиса. В аптеке необходимо приобрести аптечную настойку прополиса. В стакан воды добавить 10 капель настойки. Принимать натощак за час до еды. Длительность лечения составляет 1 месяц. Настойку можно приготовить на воде. Для этого взять 60 г прополиса и положить в морозильник на 10-20 минут. Когда кусочек замерзнет, растереть в порошок. Добавить в стакан с водой и готовить на водяной бане. Полученный раствор остудить и процедить. Принимать 10 дней за час до еды.

Настой из корня аира. Измельчить 4 столовые ложки корня аира и залить кипятком (1 литр). Емкость плотно закрыть крышкой и оставить на 30 минут. Употреблять за полчаса до еды по 0,5 стакана.

Травяной сбор от хеликобактериоза. Золототысячник, зверобой и корень девясила используют как болеутоляющее, успокаивающее и противомикробное средство. Все травы взять в равном количестве, смешать и залить горячей водой (на 1 столовую ложку смеси 250 мл воды). Средство поставить в теплое место. Настаивать смесь следует в течение 30 минут. Полученный сбор процедить и принимать перед каждым приемом пищи по столовой ложке.

Если повышена кислотность желудка, то рекомендуется применять отвар льняного семя. В воду добавить 2 столовые ложки семя и варить в течение 5 минут. Готовый отвар профильтровать. Должна получиться слизь. Её следует принимать натощак по столовой ложке.

При заболеваниях желудочно-кишечного тракта помогает целебный сбор, который включает 6 компонентов. В одинаковом количестве взять мяту, зверобой, сушеницу, корень аира, тысячелистник и листья подорожника. В небольшую емкость добавить пол-литра воды и смесь трав. Варить состав в течение 10 минут. Затем оставить на некоторое время, чтобы отвар настоялся, и процедить. Принимать по полстакана после еды с интервалом в 1 час.

Чтобы восстановить кислотность желудка, используют сок капусты. Из свежих листьев капусты отжать сок, используя соковыжималку. Полученный напиток процедить, подогреть и принимать внутрь по стакану перед каждым приемом пищи. Сок капусты помогает при пониженной кислотности.

Уменьшить боль поможет свежий сок картофеля. Утром, не вставая с постели, выпить полстакана картофельного сока.
Самостоятельно лечением заниматься нельзя. Квалифицированный специалист подберет народные средства с учетом формы заболевания и состояния пациента.

Диетическое питание при хеликобактериозе

Во время лечения хеликобактериоза следует придерживаться правильного питания. Интервалы между приемами пищи не должны быть большими. Питаться следует редко, но часто, не менее 5-6 раз в день. Необходимо тщательно пережевывать пищу, есть медленно.
Больному гастритом или язвой желудка запрещается употреблять жирную, жареную, а также острую пищу. Не рекомендуется употреблять маринованные блюда, консервированные продукты, пряности, кондитерские изделия, хлеб, газированные и алкогольные напитки, кофе, крепкий черный чай и др. Из рациона необходимо исключить все продукты, которые оказывают раздражающее воздействие на слизистую желудка.

При гастрите или язве назначается при повышенной или нормальной кислотности лечебное питание №1 или диета №2 при пониженной кислотности желудка. Врач может изменить диету, учитывая уровень кислотности. Соблюдать диету следует строго на протяжении месяца.

Диета №1а включает употребление слизистых супов, жидких каш, нежирного мяса и рыбы,  киселей, творожного суфле, яиц всмятку, свежих соков, разбавленных водой.  Если удалось устранить симптомы обострения, то больному можно расширить рацион питания. Разрешается употреблять в пищу молочные каши, мясные и рыбные котлеты, творог, некислые молочные продукты, отварные или печеные фрукты.

После диеты №1б стол больного расширяется, что подготавливает организм к полноценному питанию. Больному можно употреблять овощные супы и куриные супы-пюре, ягоды и фрукты, подсушенный хлеб, булочки, печенье. Булки, блины и пирожные запрещается. В готовые блюда можно добавлять сливочное и растительное масла.

Такие же продукты можно употреблять и при диете №2. Овощи, рыбу и мясо можно употреблять в тушеном, отварном, запеченном виде. Жареную пищу можно употреблять только в минимальном количестве.

Диетическое питание облегчает состояние пациента и ускоряет выздоровление.

Хеликобактер пилори довольно опасная инфекция, которая может привести к возникновению серьезных заболеваний. Чтобы лечение прошло успешно, необходимо вовремя обратиться к врачу, пройти тест на наличие бактерии в организме и лечить заболевание на ранних стадиях, совмещая с достижениями народной медицины и лечебным питанием.

Аватар пользователя Веринда

Хорошая статья про лечение хеликобактера. Хочу добавить еще про хелинорм, это препарат, который может вывести хелик из организма, если его там немного. В составе хелинорма только бактерия реутери, которая каким-то образом (в инструкции подробно описано) соединяется с бактерией и выводит ее.

И для профилактики хелинорм тоже хорошо принимать. Его всем можно, даже беременным и детям после 6 лет.

Прочтите похожее и будьте здоровы